Инициатива родителей Алтайского края. Печать
11.09.2010 09:59

Уважаемые родители, руководители и члены родительских, религиозных и иных общественных организаций!

Госдумой практически единогласно принят в двух чтениях и предложен к заключительному чтению законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Этот долгожданный и поддерживаемый нами в целом закон имеет существенные недостатки, в большинстве своем внесенные на последнем этапе.

Приведем несколько примеров, касающихся порнографии (которая относится законопроектом к запрещенной детям до 18 лет) и иной сексуальной информации (которая в случае неоскорбительности разрешается законопроектом детям после 16 лет).

- Согласно статье 11 законопроекта оборот порнографии допускается даже в доступных для детей местах, лишь бы применялись средства защиты детей. Тем самым нарушаются Международная конвенция о полном пресечении производства, хранения и обращения порнографических предметов и ныне действующий в России с дореволюционного и советского периода полный запрет на порнографию.

- Изменено понятие порнографии. Согласно, например, учебнику «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть» (под ред. А.И. Рарога), порнография - это натуралистическое изображение «интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей». То есть изображение половых органов и полового акта - признак не эротики, а порнографии. Такая позиция была закреплена во всех опубликованных вариантах законопроектов, подготовленных в рамках "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности", в том числе в принятом в первом чтении законе. В нынешнем варианте порнографией называется только натуралистическое изображение половых органов и полового сношения (статья 2).

- Измененная во втором чтении статья 5 законопроекта разрешает распространение среди детей любого возраста информации сексуального характера, если это изображение не действий, а, например, интимных частей тела (и даже половых органов, см. предыдущий абзац).

- Ликвидируется предусмотренная в первом чтении обязанность обладателя сексуальной или иной информации, распространение которой ограничивается среди детей, обеспечить установленный законом доступ к такой информации (часть 7 статьи 5 первоначального законопроекта). Сейчас обладатель такой информации будет обязан лишь размещать знак о возрастной категории или сообщение об ограничении ее распространения. При этом радиопередачи и транслируемые в прямом эфире телепрограммы вообще выводятся из-под ограничений закона (часть 3 статьи 11 и др.).

- В соответствии с частью 4 статьи 6, частью 3 статьи 15 к продукции, используемой в образовательном процессе, предъявляются такие же требования, как и любой другой, то есть образовательная продукция должна лишь соответствовать возрасту ребенка, что означает, например, разрешение на распространение в школах сексуальной и другой информации категории "с 16 лет".

- В законопроекте не содержится запрета на распространение вредоносной информации одновременно со знаком информационной продукции. Наиболее явно это относится к сети "Интернет". Согласно части 4 статьи 12 знак или предупреждение размещаются в верхней части каждой страницы сайта. То есть на одной странице может быть размещена сама информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей, и предупреждение об ее опасности.

- Согласно статье 1 действие закона не распространяется на рекламу, на информационную продукцию, которая содержит не только вредоносную информацию, но и отдельные элементы научной (научно-технической) информации или «имеет значительную историческую, художественную или иную культурную ценность».

Также мы считаем, что необходимо запретить публичную демонстрацию рекламы, содержащей полуобнаженные образы людей (в нижнем белье и пр.) в неспециализированных общественных местах и общедоступных средствах массовой информации. Такое действие не только препятствует реализации личности ребенка в интересах общества, в соответствии с убеждениями их родителей и традициями народов, но и нарушает нормы нравственности, противоречит нравственным и религиозным убеждениям многих людей, на которых оказывается это воздействие. Смысл свободы рекламы заключается в обеспечении экономики, предпринимательства, потребителей достоверными сведениями о товарах и услугах. В рекламе изображение полуобнаженного тела не имеет никакого оправдания. Как, например, не имеет оправдания использование в рекламе туалетной бумаги изображения ягодиц или в рекламе прокладок, тампонов и презервативов - изображения половых органов.

Современная реклама обычно содержит два типа информации.1) информация о свойствах товаров и услуг, другие многочисленные сведения, достоверность которых гарантируется законом о рекламе, 2) иная информация, достоверность которой не гарантируется законом о рекламе, направленная на информационно-психологическое воздействие. Полуобнаженные и сексуальные образы и выражения являются лишь одним из примеров этого второго типа. Статусы этих двух типов рекламной информации должны отличаться друг от друга. Недопустимо принуждать людей (особенно несовершеннолетних) к потреблению информации второго типа.

Получается, что новый закон не ужесточит, а либерализует оборот сексуальной и иной вредоносной для детей продукции.

Частично ситуацию можно исправить «точечными» поправками в законопроект. Некоторые другие недостатки ликвидируются скорейшим принятием: законопроекта «Об ограничении оборота продукции сексуального характера» (переделанного нами проекта закона «Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера»); смежного законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с нашими предложениями в части рекламы); внесенного в ГД 27.01.2009 законопроекта N 155148-5, который справедливо запрещает распространение в ходе образовательного процесса в образовательном учреждении среди обучающихся и воспитанников учебных материалов, содержащих любую информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.

Жители и общественность Алтайского края многократно обращались к властьимущим по этим вопросам. См., напр., обращения 1450 граждан от 3 июня 2005г., 1750 граждан от 23 ноября 2007г.

С идентичным этому тексту обращением мы обратились сегодня к руководству Госдумы, его комитетов и фракций.

От Вашего голоса тоже зависит дальнейшая судьба этих важных законов.

Примечание: целиком вышеназванные обращения, законопроекты и наши поправки к ним опубликованы в Интернете, в том числе на нашей странице www.rodkom2005.narod.ru.

01 сентября 2010 г.
С уважением,
Председатель Алтайской краевой общественной организации
«Общественный родительский комитет»
О. А. Синявина